Брадилалия

Брадилалия — это патологический процесс нарушения темпа речи, который характеризуется замедленной, но координированной речью. Брадилалия может развиваться как у детей, так и у взрослых. Это нарушение проявляется в виде замедления внутреннего и внешнего речевого темпа, а также процесса чтения и письма, внимания, памяти, мышления. При этом артикуляция становится нечеткой. Также брадилалии сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь. Брадилалия может сопровождаться запинками, которые при отсутствии необходимой коррекции могут перерасти в заикание. Этот патологический процесс замедления речи может выражаться как в легкой, менее заметной степени, так и в тяжелой, с полным нарушением коммуникативных функций речи. При брадилалии нарушается не только темп речи, но также общая моторика, которые могут сопровождаться тяжелыми психическими процессами.

Содержание статьи:
Причины возникновения брадилалии
Как проявляется брадилалия?
Диагностические методы исследования брадилалии
Методы коррекции брадилалии
Прогноз и профилактические методы брадилалии Причины возникновения брадилалии

Причины брадилалии разнообразны. Самым главным фактором нарушения речи является патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. В логопедической практике выделяют биологические и психологические факторы развития брадилалии. Брадилалия может передаваться как по наследству вместе с нарушением внутренней речи, так и быть следствием неблагоприятных перинатальных поражений ЦНС. Также брадилалия может формироваться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо быть частью отдельных форм психических заболеваний. Таких, как:
олигофрения;
заболевания центральной нервной системы;
опухоли головного мозга;
болезнь Паркинсона;
симптоматический паркинсонизм;
черепно-мозговые травмы;
менингиты;
энцефалиты;
депрессии.

Процесс замедленного темпа речи может также быть обусловлен:
центральными, в основном моторными нарушениями;
неправильным течением элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.

Неправильное воспитание речи ребенка и подражание замедленной речи окружающих могут быть причинами формирования брадилалии. Нарушение речи может также быть вызвано психической заторможенностью, снижением интеллектуальных функций, психоорганическим синдромом. Чаще всего брадилалию диагностируют у флегматиков, которые по своей природе более медлительны. У таких людей процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а в случае брадилалии этот эффект усиливается в несколько раз. Специалисты выделяют также такую разновидность брадилалии, как мозжечковую, при которой пациент не только слишком медленно говорит, но и зачастую неправильно модулирует речь, а в некоторых случаях постоянно скандирует. Как проявляется брадилалия?

Симптоматика брадилалии может проявляться в речевой и неречевой форме. К речевым симптомам нарушения относятся:
замедленный темп экспрессивной (произносимой вслух) и импрессивной (мысленной) речи;
замедленный темп чтения и письма;
увеличенные паузы между произносимыми словами;
увеличенные интервалы между отдельными звуками одного слова;
растянутое произношение гласных;
скандированность речи.

Артикуляция звуков может быть нарушена, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно. Хотя в момент произнесения слов и фраз у пациента наблюдается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, а также растягивание гласных звуков. Голос у пациента при брадилалии приобретает монотонность, модуляция и выразительность отсутствует, иногда при фонации появляется ринофония (назальный оттенок). Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.

Неречевая форма брадилалии проявляется следующим образом:
нарушения мимических движений, общей и мелкой моторики;
вялость, общая заторможенность, плохая координация движений;
склонность к застыванию и устойчивым повторениям (персеверация);
ухудшение внимания, памяти, мышления, восприятия;
проблемы с переключением внимания.

Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза, а как только сосредотачиваются на чем-то, с трудом переключаются на другое занятие. Легкая степень брадилалии не доставляет значительного дискомфорта и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства пациенты, осознающие свой дефект, страдают от психологических переживаний. Диагностические методы исследования брадилалии

Пациентам с брадилалией необходимо проходить комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое направлено, прежде всего, на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Поэтому пациент с брадилалией может посещать одновременно невролога, логопеда, психолога и психиатра.

При брадилалии пациент проходит следующие виды исследования:
данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга;
данные о наличии генетической предрасположенности к нарушениям темпа речи;
МРТ;
ЭЭГ;
ПЭТ головного мозга.

Также проводится диагностика устной и письменной речи. Анализ устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса. В свою очередь, исследование письменной речи подразумевает выполнение заданий на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов. Состояние артикуляционной и мимической моторики у пациентов оценивается специалистами по методикам, которые включают:
анализ состояния тонуса мышц;
изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.

Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций. На основании обследования логопед составляет речевую карту пациента.Методы коррекции брадилалии

При коррекции брадилалии необходимо проводить комплексную программу лечения. Медицинская коррекция этого нарушения направлена на повышение активности нервной деятельности и нормализацию скорости протекания психических процессов, она носит тонизирующий характер. Также используется психотерапевтическое воздействие для изменения установки на собственную речь.

Таким образом, методика лечения брадилалии включает:
медикаментозные препараты, которые нормализуют деятельность нервной системы (витамины В, С, глютаминовая кислота и др.);
коррекционно-педагогическую работу, позволяющую выработать быструю и четкую речевую реакцию, выразительное звучание речи;
специальную лечебную физкультуру;
физиотерапию;
массаж;
логоритмику;
бальнеотерапию;
психотерапевтические занятия, направленные на развитие речевой активности;
аутогенные тренировки.

Коррекция брадилалии на логопедических занятиях осуществляется при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется — пациент в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание. Для нормализации моторики при брадилалии пациентам рекомендуют подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игры на музыкальных инструментах, танцы и пение. При регулярном посещении систематических занятий темп речи нормализируется на протяжении 6-12 месяцев.Прогноз и профилактические методы брадилалии

В основном прогноз лечения нарушения темпа речи является благоприятным, особенно в том случае, если коррекция брадилалии осуществляется на ранних стадиях. Но все же после нормализации речи пациенту необходимо не только чаще посещать специалиста, но и самостоятельно следить за своей речью. Что же касается профилактических методов брадилалии, то в данном случае врачи рекомендуют:
предупреждать внутриутробные, родовые и послеродовые поражения ЦНС;
избегать травм головы, нейроинфекций;
проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома, а именно соблюдать режим дня и полноценно питаться;
следить за развитием речи ребенка;
полноценно общаться;
выбирать правильные образцы для подражания.