Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени. Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер. В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.
Содержание статьи:
Виды заикания
Симптоматика невротического заикания
Правильная диагностика — основа успешной коррекции
Лечение и коррекция невротического заикания
Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности. Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение. Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.Виды заикания
В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.
Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.). Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.
Течение заикания имеет следующие типы:
постоянное — не зависящее от ситуации;
волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.
Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:
легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями. Симптоматика невротического заикания
Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.
Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).
Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.
Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.Правильная диагностика — основа успешной коррекции
Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:
подражание речи взрослого окружения ребенка;
недостаток внимания во время формирования речи;
нечеткая, смазанная артикуляция.
Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.
Тахилалия:
осознание дефекта отсутствует;
речевой акт при напряжении становится лучше;
акцентирование внимания улучшает речь;
требование точных ответов улучшает речь;
чтение знакомого текста ухудшает речь;
чтение незнакомого текста улучшает речь;
письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
отношение к своей речи безразличное;
психологическое переживание отложенное.
Невротическое заикание:
осознание дефекта присутствует;
речевой акт при напряжении становится хуже;
акцентирование внимания ухудшает речь;
требование точных ответов ухудшает речь;
чтение знакомого текста улучшает речь;
письмо заторможенное, напряженное;
отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
психологическое переживание опережающее.
Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.Лечение и коррекция невротического заикания
Лечение заикания необходимо начать как можно раньше, пока не сформировалась стойкая логофобия и, как следствие, дисгармоническое развитие личности.
Терапия заикания результативна только в комплексном подходе к лечению, и в основе должно лежать устранение психотравмирующего фактора. Это особенно важно, если причиной возникновения логоневроза у ребенка послужила нездоровая обстановка в семье. В таком случае необходимо консультирование членов семьи и семейная психологическая терапия. Существует множество методик лечения заикания, амбулаторных, домашних и в условиях стационара. Такой курс, введенный в практику В.И. Селиверстовым, составляет 3 этапа.
Первый этап:
соблюдение твердого режима дня;
создание спокойной психологической обстановки;
минимальное речевое общение.
Логопедические занятия проводятся в соответствии с возрастом, заучиваются небольшие простые тексты, не вызывающие судорожной готовности.
Второй этап:
усложнение занятий;
введение подвижных игр;
закрепление полученных навыков.
Третий этап:
закрепление плавной речи;
введение ролевых игр.
Методики лечения подростков и взрослых людей имеют свои особенности. Главную роль здесь играют мотивация и желание пациента избавиться от недуга, готовность к длительным занятиям для достижения результата. Методы коррекции заикания базируются на трех факторах: логопедическом, медикаментозном и психотерапевтическом. Занятия с логопедом формируют у человека правильную речевую технику; применение противосудорожных и седативных препаратов снижает судорожную готовность и снимает нервную напряженность; психотерапевтические занятия и аутотренинг помогают адекватно и конструктивно подходить к своей проблеме.
Кроме того, используются методы нетрадиционной медицины — фитотерапия, точечный массаж, иглоукалывание, гипноз и другие. Существуют авторские методики и разработки: А.Н. Стрельниковой (основанной на дыхательных упражнениях); Ю.Б. Некрасовой (на основе социореабилитации); Л.З. Андроновой-Арутюнян (предлагает синхронизировать речь с движениями пальцев рук). Все эти методы прошли проверку временем и могут применяться в комплексе с логопедическими мероприятиями.